Великое переселение и два похищения святых мощей

В 1923 году после заключения Лозаннского мирного договора всё греческое население Турции оказалось в крайне затруднительном и драматическом положении – их обязали выехать из Турции в Грецию в очень короткий срок [32, 33], не позднее 1 января 1924 года.С этого момента греческое население Турции теряло все свои гражданские права, греки переставали считаться гражданами Турции, им запрещалась всякая продажа любого принадлежащего им имущества; они официально объявлялись нежелательными иностранцами в Турции и лишались совершенно всех гражданских прав, вплоть до права собирать урожай, выращенный на своих огородах.

Вывезти с собой можно было только то самое минимальное имущество, которое каждая семья могла физически унести на себе, прочее имущество фактически оставлялось на отъем и разграбление. В случае отказа от выезда остающиеся в Турции Православные греки объявлялись вне закона и им грозили самые жестокие меры со стороны нового враждебного Турецкого государства.

Специальная комиссия, образованная греческим населением Прокопиона из священников и старост двух Православных Храмов, упаковывала храмовые иконы, колокола и церковные предметы и вывозила их в порт Мерсины, где переселенцев ожидал стоящий под погрузкой корабль «Василий Дестунис».

Разумеется, греческие переселенцы из Прокопиона захотели взять с собой в Грецию и мощи Святого Иоанна Русского, однако турецкое население Прокопиона и местные турецкие власти резко воспротивилось этому желанию – они тоже считали русского Святого своим и никому отдавать его мощи не собирались.

Уезжающим грекам пришлось пойти на хитрость. Отец Хараламб вместе с кузнецом Николаем по прозвищу Нисанага тайно вынесли Святые мощи из Храма, зашили их в ковер и погрузили на корабль незадолго до момента его отплытия 10 сентября 1924 года. Священный груз был погружен на корабль вместе с вещами Панайотиса Пападопулоса, который никому не открыл этой тайны, даже членам своей семьи и капитану.

Когда турки заметили пропажу, корабль «Василий Дестунис» уже вышел в море и был недосягаем. Так произошло первое похищение Святых мощей.

Согласно записанным свидетельствам пассажиров, вышедший из Мерсины корабль был сильно перегружен многочисленными беженцами и их багажом. В какой-то момент усталого капитана сморил сон и он увидел видение, в котором молодой человек предупредил его о том, что может случиться авария, так как из-за большой нагрузки крепление главного вала корабельной машины ослабло и судовой двигатель может сломаться в любую минуту. Капитан проснулся в испуге, сразу бросился в машинное отделение и увидел, что на самом деле ось двигателя уже частично сместилась со своего места. Неисправность удалось успешно устранить, и угроза аварии была отведена.

Возле острова Родос корабль вдруг неожиданно остановился прямо посреди моря и продолжил движение только после того, как Пападопулос рассказал капитану о содержимом груза и Святые мощи были извлечены из трюма и торжественно перенесены в корабельную часовню к иконам [33].

Несомненно, что грекам не удалось бы это рискованное похищение, если бы сам Святой Иоанн не согласился с этим. Однако было и второе похищение Святых мощей Иоанна Русского, которое напоминает нам историю двух похищений Святых мощей святителя Николая-Угодника Божиего, Архиепископа Мир Ликийских (барийцами и венецианцами).

Второе похищение святых мощей произошло уже на земле Греции. Переселенцы из турецкого Прокопиона сначала были размещены в Халкиде, где около года ожидали от властей решения о своей дальнейшей судьбе. За это время какая-то часть переселенцев успела адаптироваться и обустроиться на новом месте, обзавестись жильем, имуществом и работой. Поэтому, когда власти предоставили для размещения беженцам глухое селение Ахмет-Ага в самом центре острова Эвия, то не все захотели переезжать с уже обжитого городского места в глухую деревню в горах. Между переселенцами возник конфликт о том, где именно теперь должны находиться Святые мощи Иоанна Русского. Естественно, что каждая из спорящих сторон – и переезжающие, и остающиеся в Халкиде – захотела оставить Чудотворные мощи у себя.

Тогда греки, переезжающие из Халкиды в селение Ахмет-Ага, вновь хитростью вывезли Святые мощи с собой [34], что привело к большому спору, который смог успокоить только Митрополит Халкидский и Эвбейский Григорий, объявивший всем свое окончательное решение – мощи Святого Иоанна Русского отныне должны будут покоиться в храме имени Святого Иоанна Русского в новом Прокопионе: именно так, в Нео-Прокопион было переименовано теперь селение Ахмет-Ага.