На православном Востоке любовь и почитание святого праведного Иоанна Русского столь же велики, как почитание Николая-Угодника. Более того, очень часто в греческих храмах приходилось видеть, как сначала люди шли приложиться к иконе св.пр.Иоанна Русского, а потом к святителю Николаю. В России святитель Николай тоже очень любим и почитаем, а вот о святом праведном Иоанне Русском знают весьма немногие даже воцерковленные люди, хотя Николай-Угодник по происхождению грек, а св.пр Иоанн Русский уже даже именем своим свидетельствует о своем происхождении из России.

В подвигах всех без исключения святых Православной Церкви в той или иной мере можно найти отражение подвига Спасителя, пришедшего во враждебный Истине мир служить всему человечеству ради нашего спасения. Однако подвиг святого праведного Иоанна Русского все же особенный.

Русского солдата, совсем еще молодого человека (тогда ему было около 20 лет), захватывают в плен татары и продают туркам в рабство. Вокруг только смертельные враги, мусульмане и язычники. Настоящее наполнено мучениями и пытками -- его пытают, добиваясь отречения от православной веры. Жизнь уже как будто не имеет никакого смысла, и будущего в мирском смысле этого слова также просто нет никакого, ибо какое может быть будущее у презренного раба, жизнь которого стоит ровно столько, сколько заплатил за него жестокий агарянин?

Но для св.пр.Иоанна Русского есть и будущее, есть и смысл в настоящем.

И будущее, и настоящее, и смысл всех мук для него есть Христос, ради Которого святой Иоанн смиренно принимает все испытания и Которому одному служит.

Рабское служение плененного христианина язычникам и агарянам – что можно представить себе более униженное, более терпеливое, более кроткое?

И во всех мучениях и унижениях это служение св.пр.Иоанна наполнено Любовью Христовой к мучителям, к гонителям веры, ко всем тем, кто его пытает и грозит жестокой смертью.

Имея перед собой образ распятого Христа, безмолвно претерпевшего даже и крестные муки, св.пр.Иоанн смиренно терпит мучения и молится о мучителях.

Имея от Господа великий дар Любви Христовой, св.пр.Иоанн не просто преодолевает все испытания и побеждает врагов веры православной – более того, св.пр.Иоанн самой жизнью и служением в рабстве непрестанно проповедует Истину православной веры и Любви Христовой и, по сути, показывает и направляет к истинной вере язычников и агарян.

Да, св.пр.Иоанн не крестил мусульман и язычников, более того – он и не мог их крестить, поскольку был простым мирянином, а не священником.

Однако проявлением обращения агарян и язычников к истинной вере стало их непрестанное обращение за помощью к св.пр.Иоанну, с открытым признанием силы именно Бога, которому молился святой ( «…попроси своего Бога…»).

Ибо по молитвам св.пр.Иоанна Русского все получали помощь и поддержку от Истинного Бога -- и агаряне, и армяне, и иные языки, ибо «…нет ни эллина, ни иудея…но всё и во всем Христос»( Ап.,Кол.3), все приходящие к нему соединялись в той Любви, которую изливал в мир св.пр.Иоанн Русский, не разделяя никого из приходящих к нему, но покрывая всех Любовью.

И уже при жизни презренный раб был прославлен врагами как святой («вели» - турецк.).

Если попытаться найти в современности хоть какое-то подобие той ситуации, в которой оказался святой Иоанн, то ближе всего к нам события войн в Афганистане и в Чечне. Можем ли мы представить себе подобное прославление простого русского солдата, попавшего в плен в этих войнах?

Стоянием в православной вере, смирением и Любовью Христовой преобразивший враждебное окружение, св.пр.Иоанн Русский не просто показывает нам, как именно исполнять заповеди Христовы всей своей жизнью, но и дает более чем современный для нас всех сегодня пример жизни и поведения православного христианина в условиях враждебного инославного и многонационального окружения.

Этот пример особенно актуален именно сегодня, когда проблемы межконфессиональных и межнациональных отношений как в России, так и во всем мире приобретают все возрастающую напряженность.