Святой Праведный Иоанн Русский

Чему учит нас сегодня великий Русский святой

Подобно тому как на многострадальной российской земле после октябрьского переворота воссияло великое множество новых мучеников, так и в Греции, в пределах Древней Византии после завоевания ее османами явилось много новых мучеников и исповедников Православной веры. Один из них – святой праведный Иоанн Русский, чье имя само говорит о происхождении святого; благоуханные мощи его находятся ныне в местечке Неопрокопион на острове Эвия (Греция) и привлекают множество паломников из всех стран мира неисчислимыми чудесами и исцелениями.

Иоанн Русский воссиял своей праведностью среди иноверцев-турок, которые настолько были поражены силой веры и мужеством попавшего в плен русского солдата, что еще при жизни восхищенно назвали русского пленника «вели» – «святой». Любовь к русскому святому и его почитание на православном Востоке столь же велики, как к самым известным и любимым «местным» святым. В греческих Храмах часто можно видеть, как греки в первую очередь идут поклониться к иконе русского солдата Святого Иоанна, а уж после этого прикладываются, например, к иконе святителя Николая-Угодника, который был их земляком и архиепископом Мир Ликийских.

Почему же в России сегодня так мало знают о таком удивительном святом, нашем земляке?

Как такое могло произойти, чтобы о единственном святом с именем «Русский» почти не знали на его Родине?

Почему именно сегодня, в наше очень неспокойное время, происходит это возвращение на родную русскую землю самого имени святого Иоанна Русского и истории его подвига?

Случайно ли, что это возвращение происходит как раз тогда, когда трагически гибнут безпомощные и беззащитные женщины, старики и дети в исконной Новороссии? – ведь именно в тех землях, в южных пределах Российской Империи, когда-то родился будущий русский солдат и святой.

Конечно же, вопрос этот риторический. Ведь мы точно знаем, что нет у Господа ничего случайного, что все определено Божественным Промыслом. Поэтому и нет сомнений, что именно сегодня предопределил Господь для нас особенно внимательно вглядеться в облик этого святого, чтобы вынести уроки, особенно нужные нам именно сегодня.

И каковы же эти уроки? Они не новы, но всегда актуальны.

Нет никакого смысла совершенно в любом насилии, даже в ответном и, даже, казалось бы, оправданном категориями восстановления благородной справедливости.

Тем более лишена смысла абсолютно любая месть. Ничего, кроме умножения проливаемой крови, боли, страданий не принесет никому даже самое справедливое отмщение, сопровождающееся любыми высокими и благородными оправданиями.

Митрополит Антоний Сурожский писал (он говорил о фашистских концлагерях), что именно в противостоянии насильника, палача и истязаемой им жертвы, есть одна удивительная вещь – тот, кто принимает страдания, именно жертва насилия неожиданно приобретает важнейшее качество, которое в обычных условиях в такой же мере есть только у Бога.

Это качество – право и возможность простить.

Да, и в обычной жизни тоже, каждый человек имеет и право, и возможность простить своего обидчика, и это не только наше право, но, как учит нас Евангелие, это еще и наша обязанность. Но только жертва насилия предельного, насилия на грани смерти, насилия немыслимого по своей жестокости и непостижимого по абсурдности в мирском понимании происходящего – только такая жертва способна на великое прощение (если способна), поднимающее её почти до уровня Божественного, до уровня прощения, произносимого с Креста.

Святого Иоанна Русского пытали самыми мучительными пытками из всех, известных его палачам. Но он сумел простить своих мучителей, сумел не только устоять перед жесточайшей физической болью, он устоял и в духовном испытании, когда, подобно Спасителю, прощал своих мучителей и молился о них, покрывая любовью все их преступления по отношению к нему.

Любовь, всегда спасает всех нас только любовь, прямо заповеданная нам Спасителем. Снова и снова мы получаем от Господа спасительные примеры и уроки исполнения главной христианской заповеди, в исполнении которой несомненный залог нашего спасения, как и показывает нам святой праведный Иоанн Русский.