Вечная Пасха отца Михаила

15.11.2022

Вечная Пасха отца Михаила

Главная проблема православия еще с евангельских времен заключалась в пастырях.

Ибо «Жатвы много, а делателей мало... (Мф. 9:36–38), так было всегда, и сегодня тоже так.

Протоиерей Михаил Васильев, первый настоятель храма Благовещения в Сокольниках, им же и восстановленного, был не просто истинным делателем или заботливым добрым пастырем, он был еще и настоящим человеком – ярким, цельным Мужчиной с большой буквы.

За такими идут, к таким тянутся, вместе с такими побеждают – страхи, немощи и любых мирских врагов.

Кавалер ордена Мужества, отец Михаил (тогда, разумеется, еще не священник) воевал еще в историческом для нашей армии приштинском десанте, участвовал в обеих Чеченских компаниях, где из пылающего Грозного лично вывез и спас более 1500 человек, был в Абхазии, много раз побывал в сирийских командировках, постоянно выезжал на передовую текущей СВО.

Выпускник философского факультета МГУ и академии Генштаба, он с улыбкой говорил о священниках в ВДВ как о «прыгающих батюшках», поскольку сам неизменно показывал личный пример десантному молодняку и регулярно десантировался вместе с ними, всегда в числе самых первых.

Таких прыжков у него было более трех сотен, и один из них чуть не закончился трагически. Парашют не раскрылся, отец Михаил чудом остался жив, но даже после залеченного компрессионного перелома позвоночника, прыгать со своими «родными солдатиками» он не перестал.

Наше знакомство с отцом Михаилом произошло еще во время восстановления храма в Сокольниках. И самый первый крестный ход вокруг возрожденного храма возглавила переданная в дар приходу икона святого праведного Иоанна Русского (конечно же, после Спасителя и Богородицы), причем и в самом храме есть большая фреска Иоанна Русского – справа от входа, рядом со святым адмиралом Ушаковым.

Отец Михаил тогда показал храм, весь еще в зияющих ранах богоборческого прошлого, опутанный подмостями и лесами как многочисленными аппаратами Илизарова и питательными капельницами. Сегодня, без сомнений, этот храм своим убранством входит в число лучших отечественных «храмов-новоделов»: поистине уникальны кованые подсвечники в виде композиции из старинных сабель и ядер, ограждение солеи со знаками российских орденов, а мраморная резьба иконостаса напоминает лучшие храмы мира с такими элементами; посетить этот храм стоит даже атеистам. А прошедшую крестный ход икону святого Иоанна Русского отец Михаил увез на Власиху, в храм Ильи Муромца, где он тоже был и строителем и настоятелем. Как бы извиняясь перед Фондом он тогда сказал, что в московский храм, по его мнению, нужно помещать только самые богатые украшениями иконы, ведь это же Москва, и здесь нужно только самое красивое, украшенное, чтобы люди восхищались любой деталью в храме... ну, не поспоришь ведь, как тут спорить.

Вторым священником у отца Михаила был не менее героический батюшка Андрей Шеломенцев, кавалер двух Орденов мужества, неоднократно раненый в кавказских компаниях ветеран морской пехоты.

В воскресные дни на службах обязательно были десантники, и офицеры, и солдаты, из расположенных через дорогу казарм штаба ВДВ – и надо было видеть лица этих коротко стриженных совсем еще мальчишек на Божественной литургии, где служили и причащали настоящие орденоносные герои. Да, конечно же, они вели службы без наград, в обычных облачениях, но все знали, что отец Михаил когда-то на броне прорывался в Приштину, а тяжелораненый отец Андрей вызывал огонь артиллерии на себя в боях на Кавказе.

Жаль, но их совместное служение, столь органичное и искреннее, оказалось недолгим. После придания храму высокого статуса патриаршего подворья при штабе ВДВ отца Михаила отправили на Власиху, где он и ранее был настоятелем храма при штабе РВСН, а отец Андрей был переведен в Метрогородок (он тоже сегодня почти все время на передовой...).

Рассказывали, что причиной неожиданного перевода стала яркая эмоциональность прямоты отца Михаила, всегда говорившего только правду в любых аудиториях и кабинетах.

Кому именно из высоких персон и сколько точно (в граммах или килотоннах?) правды выписал тогда бескомпромиссный протоиерей уже не имеет значения. Но сам Святейший Патриарх Кирилл отчего-то лично решил отпевать погибшего Михаила, в чем можно усмотреть даже некое посмертное извинение... ведь Васильев далеко не первый священник, погибший за последние несколько месяцев в Малороссии. Да и посмертное награждение высоким церковным орденом не имело доселе прецедентов в наградной практике РПЦ – во всяком случае, нам подобные случаи неизвестны.

Блестящий оратор, он умел непринужденно найти смешную иллюстрацию или понятную параллель даже для сверхсерьезных богословских категорий, отчего высокое ничуть не становилось ниже или проще, но сразу становилось – ближе, и даже проповедь становилась доверительной беседой, где неудержимая улыбка сближает собеседников.

При этом, в его подчас порывистом юморе – часто как вспышкой на ровном месте – всегда было больше правды, чем шутки. Совсем недавно, летом, когда мы обсуждали возможность совместной поездки на передовую с иконой «Собор православных воинов», отец Михаил с улыбкой сказал – «Но, имейте в виду, там вас могут и немножечко убить...».

Именно что – немножечко, совсем немножечко...

Потому что наш удел – Вечность.

Там, у нашего Отца, в Его Вечности, нет времени в нашем обыденном смысле, там все мы вместе – с Ним и в Нем, всегда и навсегда.

Поэтому мы не расстались, отец Михаил!

Мы, как и прежде, будем вместе в наших молитвах друг за друга.

И этот миг, когда мы искренне соболезнуем матушке Марии и всему семейству отца Михаила, этот краткий миг земной печали не отменит нашей общей пасхальной радости.

Христос Воскресе, дорогой батюшка Михаил!